Вчера до меня доехал ставший легендарным в кругах палеонтологов и ритуальщиков (название сайта pamyatnik.narod.ru как бы намекает) гравер МГ3 «Теща». Уже успел немного опробовать его в работе и хочу поделиться впечатлениями в сравнении с единственным «фабричным» конкурентом — Dremel Engraver).
С последним они находятся примерно в одном ценовом диапазоне, но, если Dremel — это про «шашечки», то МГ3 — про «ехать». Первое впечатление — качественная, добротная самоделка. И достаточно тяжелая, что понятно: по мощности и камнебойности «Теща» оставляет красивого, но хилого немецкого конкурента далеко позади.
Из элементов управления — обращенный вниз трехпозиционный тумблер (2 скорости на выбор + выключение) и винт регулировки амплитуды в верхней части корпуса. Хотя винт крутится плавно, переключение амплитуды происходит достаточно резкими рывками. Иногда от вибрации настройка может сбиваться — к счастью, в сторону уменьшения, а не увеличения амплитуды (последнее могло бы стать фатальным для образца при тонкой расчистке, но, к счастью, такого не происходит).
При работе наконечник приятно подпружинивает, если встречается очень твердый участок — останавливается, но, как правило, успешно скалывает его при изменении угла. При этом работает МГ3 достаточно тихо даже при больших амплитудах. Если стены не фанерные — соседи проклясть не должны. Задняя часть корпуса ощутимо перевешивает: после получаса работы хочется приладить какую-нибудь подставку, чтобы меньше уставала рука. Впрочем, если сидеритовые конкреции дробить не надо, можно остановиться на одной из младших моделей — МГ1 или МГ2, они полегче.
Попробовал машинку на разных породах.
1. Гжельский известняк. Куски породы летят, как щепки, во все стороны, производительность очень высокая. Небольшие окремнелые участки успешно скалываются при понижении скорости или изменении угла.
2. Плотные известковые мергели Заборья. Работа идет с невысокой, но постоянной скоростью. Игла нигде не вязнет (как это случалось с Dremel Engraver).
3. Алевролиты Кавказа. Вытащить из них аммонитов с помощью Дремеля было болью. Собственно, большую часть работы приходилось проводить вручную, скарпелями и небольшим молоточком, с риском неудачно расколоть образец. А Дреемелем — только дочищать, по полмиллиметра в минуту. Не могу сказать, что МГ3 показал здесь высокую производительность, но, во всяком случае, машинка эту породу понемногу грызет. От случая к случаю для препарации таких образцов применять ее можно. Если же они составляют основную часть материала — время задуматься о пневматике.
Плюсы/минусы (по сравнению с Dremel Engraver)
Dremel Engraver
+ Хорошая эргономика
+ Многоступенчатое изменение скоростей
+ Небольшой вес
- Низкая производительность
- Твердые породы не берет вообще
- Быстро разбалтывается и начинает люфтить
МГ3 «Теща»
+ Фантастическая производительность на мягких породах
+ Приемлемая производительность на твердых породах и породах переменной твердости
+ Подпружинивающий наконечник
+ Может работать длительное время
- Задняя часть ощутимо перевешивает
- Иногда сбивается амплитуда
Выводы
Обе машинки находятся в одном ценовом диапазоне: разница в 500 рублей — явно недостаточный аргумент, чтобы сделать выбор в пользу какой-то из них. Для работы с твердыми породами и породами переменной твердости (там, где встречаются участки окремнения) МГ3 «Теща» вне конкуренции. А на мягких (мел, мячковский известняк) Dremel может оказаться предпочтительнее — ровно потому, что он легче, эргономичнее и от него меньше устают руки. Поэтому для палеонтолога, работающего с разными породами, предпочтительнее иметь оба гравера. Или уж, если один — то МГ3.
Заказать гравер можно у Дмитрия Самсонова